Современная сельская школа – центр дополнительного образования
«Развитие системы общего образования
предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и
фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования».
(Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ
на период до 2020 г.). Организация и содержание
воспитательно-образовательного процесса в условиях модели образования
«Школа – детский сад» определяются приоритетными задачами его
создания: обеспечение условий для гармоничного развития ребенка,
подготовки его к обучению в школе, преемственности в воспитании,
обучении и развитии личности между дошкольным, предшкольным, начальным и
основным образованием.
Филиал МБОУ
Староюрьевской СОШ в с. Спасское - открытый образовательный центр,
доступный для всех категорий населения. При планировании и организации
его работы учитываются интересы и запросы воспитанников и обучающихся,
родителей, педагогов и общественности. Спектр их потребностей определяет
содержание внеурочной деятельности и направленность программ
дополнительного образования. Учебные и общие интересы
старшеклассников (7- 9 классы): стрельба, танцы,
журналистика, математика, биология, техника, шахматы, туризм.
Интересы, возможности и предложения педагогического коллектива:
факультатив и кружок по математике; элективный курс, факультатив и
кружок по биологии; факультативы по русскому языку и литературе, студия
журналистики; кружки художественно-эстетической направленности «Бумага,
ткань и … фантазия»; элективный курс и кружок по информатике; элективный
курс по истории, клуб любителей военной истории, кружок технического
творчества «Юный техник»; клуб художественной самодеятельности; клуб
любителей бега; факультатив, элективный курс и кружок по физике.
Предметная помощь и развивающие программы, необходимые учащимся с точки
зрения родителей: студия журналистики, курсы кройки и шитья, занятия
лечебной физкультурой, спортивные секции, факультативы по русскому языку
и математике, дополнительные занятия по изучению английского языка.
Очевидно, что интересы учащихся и родителей не во всем совпадают с
возможностями школы. Поэтому при разработке перечня педагогических услуг
мы исходим из принципа расширения интересов обучающихся силами педагогов
и фактических интересов школьников. В текущем учебном году работают
следующие творческие объединения:
Направленность |
Учебное, творческое объединение |
Научно-техническая |
Кружок «Юный техник». Отряд «ЮИД» |
Эколого-биологическая |
Клуб любителей цветоводства «Юный цветовод» |
Естественно-научная |
Клуб любителей математики «В мире чисел» |
Художественно-эстетическая |
Кружки «Бумага, ткань и… фантазия».
«Ровесник» |
Интеллектуально-познавательная |
Студия журналистики «Проба пера» |
Спортивно-оздоровительная |
Клубы любителей бега и шахмат |
Военно-патриотическая |
Клуб любителей военной истории «Ратоборцы» |
Актуальность проблемы
дополнительного образования
«Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум,
перегруженный ненужными знаниями».(С.Френе). «Чаще природное дарование
без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и добродетели
способствуют». (М.В. Ломоносов).
Исследования психологов
свидетельствуют, что дети нуждаются в средствах выявления и развития
своих способностей, в поиске возможностей их применения, в том, чтобы их
просто оценили по достоинству. При этом они не считают важным содержание
академического образования. Так считают дети, родители и даже учителя.
Но ни один учитель не руководствуется этими целями, т.к. о его работе
судят не потому, какие качества он развивает в своих учениках, а потому,
как они сдают экзамены.
Это противоречие
негативно отражается на развитии сельской школы. Если в формировании
личностных качеств она превосходит массовую городскую школу (сохраняя
сильные традиции в воспитании), то возможности развития образования у
неё ограничены. А воспитание не может решить всех проблем социального и
личностного развития ученика. Поэтому проблема дополнительного
образования, как исключительного по своей эффективности средства
развития задатков, склонностей и способностей ребенка, приобретает для
нас особую актуальность.
Дополнительное образование является
исключительным по эффективности средством развития у детей способности к
творчеству, помогает ребенку осваивать основную программу и создает
условия для развития его личности. Это дополнительная сфера для развития
ребенка, предоставляющая дополнительные условия для выявления и развития
задатков и способностей (прежде всего детей, которые не нашли себя в
учебе). Не все рождаются со способностями ума, у некоторых дарования
лежат в мышечной, образно-художественной, эмоционально-волевой и других
сферах. Гуманное отношение к ребенку возможно лишь тогда, когда
признают и уважают все области его самопроявления, а не только хорошую
успеваемость. Если ребенок нашел себя в технике, пении, танцах,
рисовании, спорте – это прекрасно! Обществу нужны люди со всякими
талантами. Если задача образования – развитие ребенка и подготовка его
к жизни, то внеурочная деятельность – это модель самой жизни. Чем
богаче, содержательнее эта деятельность, тем более подготовлен наш
воспитанник. Нельзя бытие ребенка сводить только к учебе. Еще 200 лет
назад педагог Г. Песталоцци предупреждал, что увлечение книжными формами
в учебе ведет к искажению развития детей и угрожает их здоровью из-за
однообразности включения отдельных компонентов психики ребенка, её
огромной информационной перегрузки. «Искусство обучения есть
искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её.
Когда же насильно забивают голову знаниями, они только гнетут и засоряют
ум». (А. Франс).
План
мероприятий по развитию дополнительного образования и внеурочной
деятельности воспитанников и обучающихся филиала на 2012 – 2015 гг.
Развитие кадрового потенциала |
|
Расширение спектра направленностей реализуемых
программ дополнительного образования |
|
Развитие клубной
работы, внедрение новых организационных моделей
дополнительного
образования и организации досуга детей |
|
Укрепление материально-технической
базы |
1. Развитие
кадрового потенциала
№
п/п |
Содержание работы |
Срок выполнения |
Ожидаемый результат |
1 |
Повышение
квалификации педагогов дополнительного образования (курсы
повышения квалификации) |
2013-2015 |
6 чел. |
2 |
Профессиональная переподготовка |
2013-2015 |
1 чел. |
3 |
Введение
должности педагога - организатора |
С
01. 09.13 |
Интеграция основного и дополнительного
образования в образования рамках реализации ФГОС основного
общего образования |
4 |
Участие в
работе творческих объединений педагогов дополнительного
образования |
2013-2015 |
Обмен опытом, повышение уровня
профессионализма |
5 |
Участие в
конкурсах творческого мастерства педагогов дополнительного
образования |
2013-2015 |
Повышение уровня профессионального
мастерства |
6 |
Развитие материально-технической базы и
учебно-методического обеспечения дополнительного образования:
разработка методической продукции, наглядных пособий и др. |
2013-2015 |
Улучшение условий для реализации
дополнительного образования |
2. Расширение
спектра направленностей реализуемых программ
№
п/п |
Содержание работы |
Срок выполнения |
Ожидаемый результат |
1 |
Разработка и
реализация программы военно-патриотической направленности (Клуб
любителей военной истории ) |
С
15.09.2012 |
Улучшение условий для реализации прав детей на
дополнительное образование и организации внеурочной
деятельности |
2 |
Разработка и
реализация программы технической направленности (отряд ЮИД) |
С
15.09.2012 |
Пропаганда безопасного поведения на дорогах среди дошкольников и
обучающихся |
3 |
Разработка и
реализация программы военно-патриотической направленности
(секция «Меткий стрелок») |
С
15.09.2013 |
Формирование военно-прикладных умений и навыков, подготовка к
военной службе |
4 |
Разработка и реализация программы
спортивно-оздоровительной направленности (лыжная секция) |
С
15.11.2013 |
Развитие потребности в занятиях спортом, формирование здорового
образа жизни |
5 |
Разработка и
реализация программы интеллектуально-познавательной
направленности (клуб знатоков) |
С
15.09.2014 |
Развитие интеллектуальных способностей и тяги к знаниям |
3. Развитие клубной
работы, внедрение новых организационных моделей
дополнительного образования и организации досуга детей
№
п/п |
Содержание
работы |
Срок выполнения |
Ожидаемый результат |
1 |
Создание и организация работы клуба
любителей военной истории |
С
15 сентября 2012 года |
Развитие и
поддержка детской
инициативы в изучении истории отечественного воинского
искусства, вооружения и
подготовка
молодежи к службе в
армии. |
2 |
Создание и организация работы отряда «ЮИД» |
С
15 сентября 2012 года |
Профессиональная ориентация, привлечение
членов отряда к организации пропаганды безопасного поведения на
дорогах среди дошкольников и обучающихся |
3 |
Создание и организация работы секции
«Меткий стрелок» |
С
15 сентября 2013 года |
Овладение военно-прикладными умениями и
навыками, развитие дисциплинированности, выдержки, внимания |
4 |
Создание и организация работы секции
лыжного спорта |
С
15 ноября 2013 года |
Формирование потребности в регулярных
занятиях спортом, укрепление здоровья, физическое развитие,
повышение работоспособности |
5 |
Создание и организация работы клуба
знатоков |
С
15 сентября 2014 года |
Применение на
практике приобретенных знаний, умений и навыков, развитие тяги к
знаниям
|
4. Укрепление материально-технической базы
№
п/п |
Содержание работы |
Срок выполнения |
Ожидаемый результат |
1 |
Установка компьютера во втором кабинете
начальных классов |
2012 год |
Использования электронных и
Интернет-ресурсов для занятий, внеурочной деятельности и досуга |
2 |
Оснащение кабинета информатики современной
техникой: замена 4-х компьютеров, установка мультимедийного
видеопроектора |
2013 год |
Улучшение условий для занятий информатикой,
внеурочной работы и досуга, развития проектной и
исследовательской деятельности |
3 |
Оборудование кабинета ОБЖ: установка
компьютера и видеопроектора, подключение к сети Интернет |
2013 год |
Улучшение условий для занятий ОБЖ,
внеурочной и проектной деятельности |
4 |
Установка компьютера с видеопроектором в
подготовительном классе |
2013 год |
Использования электронных и
Интернет-ресурсов для занятий и организации досуга |
5 |
Изготовление макета по изучению и
закреплению правил дорожного движения (ПДД) на занятиях с
дошкольниками |
2012-2013 учебный год |
Улучшение условий для занятий с детьми |
6 |
Оборудование площадки для изучения и
закрепления ПДД на занятиях и внеурочной деятельности с
обучающимися |
2013 год |
Улучшение условий для практических занятий
обучающихся и членов ЮИД |
7 |
Приобретение приборов, оборудования и
расходных материалов для работы кружка «Юный техник» |
До 1 сентября 2013 года |
Создание необходимых условий для реализации
программы кружка |
|